8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Гармония”

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: rcgarmoniya@rcgarmoniya.ru
Карта сайта

Статьи сотрудников

Каждый малыш, уже с первых минут появления на свет, начинает познавать мир. Ежесекундно человеческий мозг обрабатывает огромные объемы информации, которую он получает из внешнего мира. При этом, что-то он не замечает, что-то усваивает, а от чего-то и вовсе избавляется.

Особенно ярко выражен процесс познания мира у детей дошкольного возраста – до 7 лет. В этом возрасте у ребенка формируется личное восприятие вещей, предметов, людей из окружающего его мира.

На первом году жизни с ребенком всегда рядом находится мама. На этом этапе познания мира наша задача состоит не только в том, чтобы оказать малышу должный уход, но и обеспечить ему позитивные впечатления. Например, познакомить ребенка с чувством прекрасного – прослушивание классической музыки, или играть в развивающие игры, которые помогут малышу развиваться еще быстрее и радостнее.

В возрасте до 3 лет ребенок уже может самостоятельно различать, что ему нравится, а что нет. На этом этапе важно закрепить уже полученные знания о мире и изучить новые. Это увлекательный и очень занимательный процесс, в который ваш ребенок окунется с головой.

Родители играют важную роль в процессе познания малышом окружающего мира. Достаточно уделять 10-15 минут, чтобы ребенок усвоил новые знания о мире. Например, во время прогулок обращайте внимание малыша на еще неизвестные ему на данном этапе развития вещи и явления. «Посмотри, какое большое дерево! Оно называется дуб. А какого цвета на нем листочки? Правильно – зеленые».

Для вас, эта задача не составит труда, а ребенок узнает многое о неизвестном ему ранее дереве. Такие мини-уроки вы можете проводить в любом месте: на улице, в транспорте, в магазине…

Главное – общайтесь с вашим ребенком, задавайте ему вопросы и будьте готовы ответить на его многочисленные «А почему?», «А как это называется?», при этом, соблюдайте спокойный тон.

Речь – это волшебный инструмент, с помощью которого малыш познает мир и получает о нем новые знания. Поэтому чем больше слов запомнит ваш ребенок, тем больше информации он сможет обработать, а значит и больше шансов, что его собственная речь будет правильно формироваться.

В возрасте 5 лет ребенок уже должен уметь считать, знать буквы, владеть элементарными математическими навыками. Ежедневно работайте над познавательным развитием вашего малыша! Читайте вместе с ребенком, играйте в развивающие игры, занимайтесь музыкой, танцами, вокалом и любым другим творчеством. Все это включает в себя познавательное развитие детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте для детей очень важна активная деятельность, поэтому старайтесь проводить как можно больше времени на улице. Отправляясь на прогулку, ходите в лес. Ведь это целый кладезь для новых познаний. Пускай ваш ребенок играет с другими детьми в дворовые игры, так он научится самостоятельно принимать решения и делать выводы.

И конечно же, ежедневный труд, забота и внимание к ребенку позволит вам добиться прекрасных результатов!

Новоселова Галина Анатольевна, логопед

Интеллектуальный потенциал человека увеличивается тогда, когда удается увеличить его базовую способность к обучению. Таков вывод ученных, и практика его подтверждает.

Таинственный для многих термин «ай-кью» расшифровывается как «базовая способность к обучению». Заложенная в детстве, она выручает всю жизнь.

Что это значит для детей? Как и чем можно увеличить их «базовую способность»? Можно развить их внимание при чтении - тогда они будут хорошо схватывать смысл прочитанного. Можно научить пересказывать услышанное при чтении так, чтобы ребенок соблюдал правильный порядок слов в каждом предложении. Помочь овладеть искусством складывать картинки из отдельных кусочков, собирать конструктор из кубиков «лего» соответственно приложенной к игре инструкции. Все это увеличивает потенциал ребенка.

Выбрать для ребенка удачную развивающую программу, может быть важнее, чем впоследствии колледж или университет. Ученными доказано, что 50% интеллекта дети развивают к четырем годам. Но можно ли ребенка научить думать? Если можно, то как?

Можно, если под этим понятием «думать» подразумевать умение решать проблемы.

Ученые различают два типа мышления: правостороннее и левостороннее. Правостороннее стимулируется правой частью мозгового полушария – это логическое, аналитическое, рациональное мышление. Его-то больше всего ценят педагоги. Далеко не таким авторитетом пользуется левосторонний тип: интуитивное, основанное над подсознания тип мышления. Однако современные ученые оспаривают приоритет мышления правостороннего типа: дело в том, что именно левосторонний тип стимулирует научные открытия, прозрения в искусстве, политике и даже нередко в бизнесе.

Дети все разные. А вот родителей психологи условно разделили на три группы.

Первая – «цензоры». С их губ постоянно рвется: «Нельзя, нельзя, нельзя!» Они хотят, чтобы их ребенок развивался, но при этом только и слышно: «Не трогай! Не нюхай! Не пробуй! Брось! Отойди!»

Вторая – «нейтралы». Они безучастны: что получается у ребенка – то и получается, а что нет, значит, не получилось – и точка.

Третья – активные родители, сознательно направляющие развитие и воспитание малыша. Это самая обнадеживающая группа. Они побуждают ребенка касаться предметов различной текстуры, учат видеть красоту обыденных вещей: трепетание пламени свечи и теней, причудливую вязь трещин… Они обращают внимание ребенка, как гибко и пушисто птичье перо, попавшееся им на тропинке, как гладок камешек, шершавая пемза, какая мягкая шёрстка у киски. Они понимают, что ребенок должен глядеть во все глаза и слушать во все уши. Они учат его любоваться полыхающим багрянцем осенней листвы, наслаждаться ароматом сжигаемых сухих листьев и травы. Радоваться пению птиц. В кладовых памяти впечатления детства должны остаться самыми яркими и неповторимыми – ведь это первые впечатления. Они открывают человеку дверь к полноте чувственных ощущений мира, они становятся тем самым горючим, без которого не запустить мотор мышления.

Развивающие занятия дома можно проводить, располагая набором таких инструментов, как мелки, фломастеры, бумага, ножницы с тупыми концами, картонные коробки различной текстуры, деревянные кубики, конструкторы, пластиковые буквы, пластилин, набор дисков, чтобы дети слушали хорошую музыку почаще, и кое-какие одежки для игр – фантазий, которые так любят дети. Хорошо бы иметь также кусок картона - что-то вроде «доски» для прикалывания лучших рисунков ребенка, чтоб поддерживать в нем гордость за собственные достижения. Вот вам и домашний детский центр.

Вначале ребенок имеет лишь тот опыт, который получает от матери через ее наставления. Но важно, чтобы он постепенно начал обретать и собственный, личный. Поэтому полезно поводить его по разным интересным местам: мастерские, стройка, скверик, ферма, зоопарк, библиотека.

Существует такая подмеченная педагогами особенность: чем больше ваш ребенок видит и слышит, тем он больше хочет видеть и слышать.

Итак:

- Лучшие годы для интеллектуального стимулирования – дошкольные годы.

- Увеличивайте базовую способность к обучению многообразными методами: с помощью чтения, конструирования, музыкального развития, экскурсий в музей, походов в лес, занятий спортом.

- Чтобы развить память, нужно разучивать как можно больше стихов, считалок, песен. Очень помогает игра «Посмотри вокруг, закрой глаза и перечисли, что успел заметить».

- Читая ребенку, усаживайте его на колени и водите пальцем вдоль строчки слева направо, чтобы он, следя взглядом тренировал зрение для самостоятельного чтения.

- Поощряйте детское творчество, в чем бы оно не выражалось: рисовании, лепке, театрализованной игре или сочинении стихов - независимо от того одаренные ваши дети или нет.

- Математическую подготовку лучше начинать с трех лет. Привыкнуть к цифрам помогает лото, а получить представления о величинах и цвете - игра в кубики различных размеров.

- Чтобы ребенок охотнее обучался, нужно почаще играть с ним в веселые игры, создающие хорошее настроение и чувство общности.

- Учите ребенка делать самостоятельно выводы и открытия, вместо того, чтобы «перекладывать» в его голову готовый опыт.

Всегда помните, что учить своего ребенка всему на свете – это большая ответственность и радость. Удачи!

Долгих Ботагоз Абдыкасымовна, логопед

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в учреждении, так и в семье.

Взрослые смогут всесторонне развивать ребенка: расширять его кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать его внимание на красоту природы: разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей, взрослый развивает в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, ее само ценность, побуждает ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывает готовность помогать делом.

Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. Важно вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Комнатные растения

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и на первый взгляд ребенка безжизненны. Задача взрослых – помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой и содержатся в доме.

Приучая ребенка к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов декоративных растений. Даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми ее тонами у бальзамина или хлорофитума).

Постарайтесь научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.

Декоративные качества растения, его красота и особенности цветения зависят от условий внешней среды. Для комнатных растений эти условия создают люди, которые ухаживают за ними.

Наблюдая, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет. Только с помощью взрослых ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая цветы от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, ребенок научится ухаживать за своими «зелеными друзьями». Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Хамматова Фанзалия Сафуановна, воспитатель

Ваш ребёнок особенный и имеет свою специфику развития. Несмотря на разные нарушения в развитии – интеллектуальная недостаточность, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, различные недифференцированные задержки психического развития, общим для всех неговорящих детей является отсутствие мотивации к общению, неумение ориентироваться в ситуации общения, а также несформированность эмоционально-волевой сферы. Все эти факторы мешают развитию речи и полноценному психическому развитию, а в последствии ребёнок не сможет взаимодействовать с окружающим миром.

Для того чтобы научить неговорящего ребенка общаться, нужно организовать его жизнь и руководить его активностью. Общение со взрослыми является обязательным условием и процессом, в котором совершается формирование психики ребенка. Родителям нужно более последовательно, в различных режимных моментах руководить процессом познания внешнего мира, тем самым будут более осмысленные и глубокие знания, которые приобретёт неговорящий ребенок. Для этого родители должны знать слабые и сильные стороны своего ребенка.

И только в процессе игрового общения можно выявить слабые и сильные стороны развития своего ребенка. Для этого предлагаю некоторые игры, в которые можно играть в семье: пальчиковые игры, сопровождаемые стихотворным текстом.

Игра «Поехали…» - цель: активизирование активных и пассивных движений рук, формирование положительных эмоций.

Поехали - поехали, с орехами, с орехами, к дедушке за репкой, жёлтой, большой вот какой! Поехали-поехали, к зайчику за мячиком, за мячиком твоим, круглым и большим, вот каким! (Взрослый разводит руки ребенка, показывая размер репки его ладонями).

Игра «Мокрый - сухой…» - активизировать ощущения (различать на ощупь). Ставятся два бокала, один с водой, другой с крупой. Предложить ребенку опустить поочередно в каждый бокал и комментируя его ощущения: «Крупа сухая и рука сухая у Вовы. Водичка мокрая и рука у Вовы мокрая». Эту же игру можно провести с холодной водой и теплой водой, также комментируя.

Игра «Волшебный мешочек» - учить выделять мягкие и гладкие игрушки, развивать тактильные ощущения. В мешочек кладутся знакомые обследованные игрушки (мягкие, пушистые и гладкие). Предлагаете достать из мешочка зайку, медвежонка, мяч, собачку, пирамидку и т. д. Проведите его рукой и скажите: «Вова достал мяч, он гладкий» и так с каждой игрушкой. Усложните эту игру, можно закрепить форму предметов. Сначала предметы круглой формы, затем квадратной и прямоугольной формы. Можно закрепить размер. Положите игрушки разного размера. Доставая её из мешочка, проговаривайте: «Саша достала маленькую матрешку, а это большая матрешка».

Игра «Чья это мама?» - учить различать и называть домашних (а затем и диких) животных. Предлагаются парные картинки домашних животных. Сначала называете взрослых животных и показываете их. Попросите ребенка, чтобы он нашел картинку коровы, свиньи, лошади, собаки и т. д. На втором этапе, показываете детёнышей животных и спрашиваете «Чья это мама? Это мама телёнка, козлёнка и т.д. Не заостряйте внимания, на то, как эти животные кричат, потому что они будут вам отвечать на вопрос «Кто это?»: «Му!».

Игровое упражнение «Поделись» - постарайтесь дать возможность ребенку самому почистить апельсин. Похвалите его и предложите поделить его всем членам семьи. «На мама!» (дал дольку апельсина, похвалите малыша «Молодец, маме дал» и т. д.). «На папа!», «На баба!» и так всем членам семьи).

Не употребляйте в играх и занятиях слова «скажи», «повтори», сопровождайте вопросами «Ой, что это?», «Отгадай», «Куда покатился?», «Кто ему идёт на встречу?» и т. д.

Только системность занятий и Ваше терпение дадут результат в развитии ваших детей.

Овчарова Наталья Владимировна, воспитатель

Канадский психолог Гордон Ньюфелд, говорит о том, что психологическая и эмоциональная зрелость – это результат реализации человеком его личностного потенциала.

Каждый человек рождается со способностью раскрыть свои способности, раскрыть свою личность. Это не зависит от места рождения, национальности, условий получения образования. У всех есть шанс, но не все используют его, чтобы достичь своего потенциала и не у всех получается стать зрелой личностью.

Каждый из нас знает множество примеров психологической и эмоциональной незрелости взрослых людей, вот некоторые из них:

Мужчина, бросивший семью, не интересующийся своими детьми, постоянно меняющий место работы.

Женщина, которой далеко за тридцать, а она продолжает вести себя как «капризная принцесса» не способная сохранить надолго отношения с мужчиной, хотя отчаянно прилагает все усилия для этого.

Одинокая мама, которая страдает от неудовлетворенности своей жизнью и поэтому постоянно устраивает скандалы дочери - подростку из-за не помытой посуды, не убранных вовремя вещей и т.д.

В этих примерах основным критерием можно назвать неумение справляться со своими эмоциями и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей.

Человек достигает психологической зрелости, когда становится физически и психологически независимым, самодостаточным: он может сам себя содержать, может самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, заботиться о других. Это человек, осознающий свою ценность и реализующий себя. И это человек умеет чувствовать и сочувствовать, умеет отдавать и получать, который принимает свои слабости и не замыкается на себе.

Конечно, такими характеристиками обладают не все, но человек способен меняться. Не только ради себя и других людей, но и ради своих детей.

В статье «О становлении личности» К. Г. Юнг прекрасно показал необходимость развития личности самих родителей: «Беспрестанно твердят о том, что из ребенка надо воспитать личность. Разумеется, я преклоняюсь перед этим высоким воспитательным идеалом. Однако кто призван воспитывать личность? В первую очередь, и, прежде всего, это самые обыкновенные некомпетентные родители, которые очень часто сами на протяжении половины или даже всей жизни остаются во многом детьми.... Все, что мы желаем изменить в детях, следовало бы, прежде всего, внимательно проверить, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.... Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. Личность — результат высшей жизненной стойкости, абсолютного принятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора».

М.Земска утверждает, что личность родителя и их позиции оказывают огромное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Ребенок, имея перед глазами пример родителей или других значимых в его жизни личностей, так называемую модель, не только подражает их простым действиям, но и перенимает общие тенденции их поведения.

Основываясь на опыте психологического консультирования, можно выделить причины трудностей общения и взаимодействия в детско-родительских отношениях. Среди них — низкая коммуникативная компетентность и низкая критичность родителей в оценке своих родительских качеств и уровня родительской компетентности. Родители признают низкую эффективность семейного воспитания, но не видят необходимости работы над собой. В процессе консультирования преобладает стремление родителей возложить ответственность за решение проблем семейного воспитания на психолога.

Так каким же должен быть психологически зрелый родитель, чтобы воспитать личность:

1) Родитель, который совершает свободный выбор и несет за него ответственность, имеющий представление о ребенке как равноправном члене семьи, мнения, эмоции, чувства которого являются значимыми и ценными.

2) Родитель, который принимает свои слабости и недостатки, имеет развитое чувство любви и уважения к собственной личности. Безоценочно и безусловно принимает ребенка, сообщая ему о том, что он дорог и любим просто за то, что он есть.

3) Родитель, который стремится к самопознанию, саморазвитию, самореализации, стремящийся к сотрудничеству с ребенком (умеет говорить о своих чувствах, слышит то, что говорит ребенок, конструктивно решает конфликты не унижая, выражает недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом, умеет выразить в действенной форме любовь).

Корнеева Гузалия Шамильевна, психолог