8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Гармония”

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: rcgarmoniya@rcgarmoniya.ru
Карта сайта

Статьи сотрудников

В БУ «Реабилитационный Центр «Гармония» поступают дети с различными нарушениями здоровья: зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата, умственного и физического развития, с нарушениями мелкой моторики. Таким детям необходимо создать условия и оказать помощь в укреплении здоровья и коррекции отклонений в физическом развитии, социальной адаптации и реабилитации, подготовке к полноценной жизни в обществе. Важным звеном реабилитации является творческая реабилитация. С целью развития творческих способностей детей и формирования трудовых умений ребенка организованы занятия с использованием технологии – валяния шерсти - «фелтинг» (в переводе с английского означает войлоконабивание).

Валяние шерсти - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создается рисунок на ткани, объемные игрушки, панно, украшения, элементы одежды или аксессуары.

Давно забытое ремесло приобретает свою актуальность. Шерсть оказывает лечебное воздействие на ребенка, обладает положительной энергетикой, помогает при простуде и нарушениях кровообращения, артрите, артрозе, остеохондрозе, заболеваниях ортопедического характера. В прошлые века люди использовали ее при боли зубов, горла, головы, поясницы, суставов, прикладывая кусочки шерсти к больным местам. Недоношенных детей раньше заворачивали в овечью шерсть.

В Центре на занятиях по декоративно-прикладному творчеству дети знакомятся:

- с историей возникновения валяния шерсти;

- с инструментами и принадлежностями для валяния, их назначением и правилами безопасной работы с ними;

- видами шерсти и способами валяния;

- особенностями выполнения аппликации в технике сухого валяния;

- приемами изготовления украшений и игрушек из шерсти.

Дети также учатся различать виды шерсти и подбирать шерсть для работы.

В процессе работы с шерстью осуществляется массаж, напоминающий знаменитый «Су-джок». Волокна шерсти мягко массируют точки ладоней и пальцев, а эти области отвечают за правильную работу всего организма. Работая с водой и шерстью, ребенок успокаивается. Валяние из шерсти развивает у детей мелкую моторику, усидчивость, творческое воображение, художественный вкус.

Взаимодействие с теплой мягкой шерстью благотворно влияет на нервную систему, снимает стрессы.

На занятиях дети приобретают практические навыки по работе с шерстью, что облегчит их социализацию и поможет в дальнейшей самостоятельной жизни.

Работы детей используются как элемент декора в одежде, в поздравительных открытках, а также в оформлении групп, при участии в тематических выставках, в качестве подарков родителям, что позволяет развивать у детей с ограниченными возможностями уверенность в своих силах и успешность.

Мангушева Ляйля Ахметясовна, инструктор по труду

В первые три года развитие организма и психики ребенка идет очень быстро. В этом возрасте развиваются: двигательная активность, зрение, слух, обоняние, осязание. Также к трем годам формируется фразовая речь. К пяти годам в словаре нормально развивающего ребенка должно быть 2500-3000 слов. Но, к сожалению, в последнее время отмечается рост количества детей с речевой патологией, с нарушениями мелкой и общей моторики. Все это мешает дальнейшему развитию ребенка.

В младшем дошкольном возрасте усвоение новых знаний успешнее проходит в игре. Цель развивающих игр имеет всегда два аспекта: познавательный и воспитательный. Эти задачи и выполняют дидактические игры. Основное назначение - способствовать усвоению и закреплению у детей новых знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Словесные дидактические игры построены на словах и действиях, в них развитие речи ребенка идет по двум направлениям: это расширение активного словаря и развитие внятной речи.

Игры, развивающие речь и мышление:

«Отгадай, кто позвал?» - В гости пришли кукла Таня, собачка и кошка. Дети здороваются с ними и начинают играть в прятки. Дети должны отгадать, кто их зовет. Отгадывают правильно – выходит собачка, кошка или кукла.

«Кто как разговаривает?» - На столе строят из больших кубиков дом и незаметно для детей помещают в него игрушки – кошку и собаку. Взрослый стучит в ту часть домика, откуда будет выходить кошка и собака. Кошка выходит мурлыкая, обходит всех детей. После того, как кошка войдет в дом, взрослый обращается к каждому ребенку с просьбой показать как мяукает кошка. То же самое с собакой.

«Какой наряд у Кати?» - Взрослый предлагает детям рассмотреть, как одета кукла Катя: платье, кофта, шарф, пальто, варежки, шапка. Затем побуждать детей дифференцировать одежду. В конце занятия можно провести имитацию одевания на прогулку, закрепляя последовательность процесса.

Описанные игры адресованы детям младшего возраста.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребенка делать то, чего он не хочет.

Меджитова Зера Решатовна, воспитатель

Социально-педагогические услуги в нашем учреждении имеют возможность получать как дети в дошкольном возрасте, так и дети младшего школьного возраста, которые обучаются в разных школах города и Октябрьского района. Главной проблемой, с которой обращаются родители (законные представители), является нарушение письменной речи. Многие родители обращаются с вопросом: «Как можно не запомнить буквы, не записать простейшее слово?». И не знают, как помочь своему ребенку. Поэтому, детям данной категории требуется логопедическая помощь.

Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, называется дисграфией. Но существует определенный вид дисграфии – это оптическая дисграфия. При оптической дисграфии нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. Отдельные буквы дети не узнают, не соотносят с определенными звуками. В тяжелых случаях оптической дисграфии невозможно написание слов.

Все буквы русского языка состоят из одних и тех же элементов (линии, овалы). Одинаковые элементы букв, по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: И, П, Н, Ш, Ш, Ц. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв: Л вместо М, И вместо Ш и т.д.; добавление лишних элементов: Щ вместо Ц, Б вместо Ь; зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв; замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Г-Т, Р-Ь, П-Н, Г-Б, И-П, З-В, Ц-И.

Для профилактики (предупреждения) оптических ошибок рекомендуется ряд упражнений и заданий. Работа по профилактике оптической дисграфии имеет два направления: развитие зрительно-пространственной ориентации и развитие зрительного восприятия.

Развитие зрительно-пространственной ориентации начинается с ориентировки в схеме собственного тела. Рекомендуется выполнять следующие упражнения: поднять правую, левую руку; топнуть правой, левой ногой; дотронуться правой рукой до левого плеча; левой рукой до правого колена и другие подобные упражнения. Следующий этап – определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе («Что находится справа (слева) от тебя?»). В дальнейшем определяются пространственные отношения между 2-3 предметами. Используются различные графические диктанты: нарисовать круг в середине листа, ниже – квадрат, справа – овал и т.д. Графические диктанты в тетрадях: «Поставь карандаш на точку. Проведи линию: одна клетка вверх. Не отрывай карандаша от бумаги, продолжи линию на одну клетку направо. Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Продолжи узор сам».

Для развития зрительного восприятия рекомендуются следующие задания:

- лепка, конструирование букв из счетных палочек, обведение контурных букв, тактильное ощупывание и узнавание букв с закрытыми глазами (игра «Волшебный мешочек»);

- игра «Мягкие буквы» – ребенку дают шнурок и предлагают разложить его так, чтобы получилась заданная буква;

- запоминание 3-5 букв, а затем их выбор из 8-10;

- определение различий сходных букв, различающихся одним элементом: З – В, Р – В, Г – Т, Ю – О, Щ – Ш, О – С;

- реконструирование букв: например, из буквы П сделать Н, из И – Н, из Г – Т, из Р – Ф, из О – Ю.

Желаем успехов!

Цвях Наталья Николаевна, логопед

Осень - это чудесная пора, время богатого урожая и витаминного изобилия, время ярких красок, приятных перемен, радостных воспоминаний о лете и прекрасных планов на будущее!

Но именно осенью нас подстерегают простуды, активизируются вирусы. И здесь на помощь приходит наш иммунитет, который необходимо укреплять различными способами. Ведь иммунная система поддерживает наше здоровье.

Самая важная область, без которой все остальное теряет смысл – это наше здоровье. Только его владелец может сохранить и сберечь здоровье, которым одарила нас природа. Поэтому необходимо заботиться о своем здоровье самим.

Физические упражнения и активный отдых побуждают работать иммунитет, укрепляют сердце. Занимайтесь спортом, играйте в спортивные игры, больше ходите пешком, дышите свежим воздухом. Чем больше вы двигаетесь, тем больше энергии вы получаете взамен. И тогда клетки вашего организма, пропитанные кислородом, с благодарностью подарят вам годы активной и здоровой жизни.

Сбалансированное питание способствует правильному обмену веществ, организм насытится необходимыми витаминами и минералами. Вода — источник жизни, поэтому ежедневное ее употребление в количестве от 1,5 литра, необходимо для активной и бодрой жизни.

Позитивное мышление охраняет нервную систему - центр управления нашим организмом. Это путь к лучшей жизни. Счастливые люди радуются всему, что их окружает. Тем самым они развивают себя и свои навыки, помогающие достичь успеха, а сам успех насыщает человека ещё большей радостью. И так виток за витком. Будьте мудрыми и духовно сильными – не отвечайте обидой на обиду, не унывайте в сложной ситуации, будьте настроены на положительные эмоции, живите с улыбкой.

Полноценный и здоровый сон - это неоценимый источник не только прекрасного самочувствия и хорошего настроения, но и ключ к сохранению красоты и молодости. Правильным будет ложиться спать до 12 часов ночи и спать не менее 7 часов в сутки. Гигиена спасет нас от огромного количества инфекций и микробов. Необходимо соблюдать чистоту тела, мыть руки, правильно чистить зубы, заниматься закаливанием.

Соблюдение всех вышеперечисленных правил будет способствовать сохранению главной ценности человека – здоровья.

Путина Наталья Юрьевна, социальный педагог

Многие родители знают о кризисе трех лет. И, конечно же, очень его боятся: воображение рисует самые ужасные картины, как ребенок валяется на полу в магазине и орет. Но даже при том, что об этом кризисе информации довольно много, далеко не все родители оказываются готовыми к тем изменениям в поведении, которыми сопровождается взросление ребенка. И, правда, вроде бы уже весьма взрослый человек, который говорит, здраво рассуждает, но в то же самое время не может понять простых объяснений и чуть что – начинает кричать и биться в истерике. Как будто специально хочет позлить своих родителей!

Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького ребенка. И это хорошо, так как можно найти много информации, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша.

Психологи выделяют семь основных признаков наступления этого кризиса, которые проявляются в той или иной степени – так называемое «семизвездие»:

Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок отвечает на все предложения взрослого «нет!», вне зависимости своих желаний. Например, мама предлагает гулять, а ребенок отказывается, хотя очень любит прогулки на свежем воздухе. Ребенок отказывается делать то, что мы его попросили об этом. Отказываясь от вашей просьбы, он «защищает» свое «Я». При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Упрямство. Ребенок стоит на своем, даже если высказанное желание уже пропало, только из-за того, что это его идея и ее нужно отстоять. Своеволие. Маленький своевольный трехлетка стремится делать что-то сам, даже если не получается. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Знаменитое «Я сам!».

Строптивость. Строптивость, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания, привычных событий которые сложились до этого периода. Ребенок внезапно отказывается от выполнения привычных дел, норм и правил.

Обесценивание. Все то, что раньше было интересно, дорого для ребенка, становится как будто неважным. Любимые игрушки в этот период становятся плохими. Например, ребенок может ломать любимые игрушки или отказываться в них играть. Отношения с близкими людьми временно обесцениваются – ребенок может начать обзываться, называть родителей злыми, заявлять, что найдет себе других «добрых» родителей. Протест-бунт. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Деспотизм. Ребенок усердно старается встать на ведущую позицию, показать, что «он тут главный», пытается управлять взрослыми, может быть грубым.

Понимая, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а так же сохранить здоровый эмоциональный фон – и его, и свой.

В этот период ребенок неосознанно решает важную задачу – отделяется от мамы. Он активно проявляет свою волю, свои желания, противопоставляет их желаниям родителей. В этом кризисе рождается личность ребенка, начинают формироваться те качества, о которых родители мечтают, когда представляют своего ребенка взрослым, целеустремленным, самостоятельным, умеющим постоять за себя, обозначить свою точку зрения, свои границы.

В возрасте трех лет зарождается способность к эмпатии, то есть способность осознавать, что у других людей тоже есть чувства. Значит ребенок точно не делает «назло», он просто не способен выдумать и осознать «схему» - как бы позлить родителей. поэтому даже в самой раздражающей ситуации, помните, что ребенок не преследует цели вывести вас из себя! С пониманием относитесь к особенностям поведения ребенка – не давите, но и не попустительствуйте, давайте ему возможность проявлять самостоятельность, отстаивать свои интересы там, где это безопасно.

Старикова Марина Валерьевна, психолог