8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Гармония”

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: rcgarmoniya@rcgarmoniya.ru
Карта сайта

Статьи сотрудников

Социально-педагогические услуги в нашем учреждении имеют возможность получать как дети в дошкольном возрасте, так и дети младшего школьного возраста, которые обучаются в разных школах города и Октябрьского района. Главной проблемой, с которой обращаются родители (законные представители), является нарушение письменной речи. Многие родители обращаются с вопросом: «Как можно не запомнить буквы, не записать простейшее слово?». И не знают, как помочь своему ребенку. Поэтому, детям данной категории требуется логопедическая помощь.

Письмо является «базовым» навыком, т.е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, называется дисграфией. Но существует определенный вид дисграфии – это оптическая дисграфия. При оптической дисграфии нарушается формирование зрительного образа буквы, слова. Отдельные буквы дети не узнают, не соотносят с определенными звуками. В тяжелых случаях оптической дисграфии невозможно написание слов.

Все буквы русского языка состоят из одних и тех же элементов (линии, овалы). Одинаковые элементы букв, по-разному комбинируясь в пространстве, образуют различные буквенные знаки: И, П, Н, Ш, Ш, Ц. Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме: недописывание элементов букв: Л вместо М, И вместо Ш и т.д.; добавление лишних элементов: Щ вместо Ц, Б вместо Ь; зеркальное написание букв; пропуски элементов, особенно при соединении букв; замены графически сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Г-Т, Р-Ь, П-Н, Г-Б, И-П, З-В, Ц-И.

Для профилактики (предупреждения) оптических ошибок рекомендуется ряд упражнений и заданий. Работа по профилактике оптической дисграфии имеет два направления: развитие зрительно-пространственной ориентации и развитие зрительного восприятия.

Развитие зрительно-пространственной ориентации начинается с ориентировки в схеме собственного тела. Рекомендуется выполнять следующие упражнения: поднять правую, левую руку; топнуть правой, левой ногой; дотронуться правой рукой до левого плеча; левой рукой до правого колена и другие подобные упражнения. Следующий этап – определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе («Что находится справа (слева) от тебя?»). В дальнейшем определяются пространственные отношения между 2-3 предметами. Используются различные графические диктанты: нарисовать круг в середине листа, ниже – квадрат, справа – овал и т.д. Графические диктанты в тетрадях: «Поставь карандаш на точку. Проведи линию: одна клетка вверх. Не отрывай карандаша от бумаги, продолжи линию на одну клетку направо. Затем одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх, одна клетка направо. Одна клетка вниз. Продолжи узор сам».

Для развития зрительного восприятия рекомендуются следующие задания:

- лепка, конструирование букв из счетных палочек, обведение контурных букв, тактильное ощупывание и узнавание букв с закрытыми глазами (игра «Волшебный мешочек»);

- игра «Мягкие буквы» – ребенку дают шнурок и предлагают разложить его так, чтобы получилась заданная буква;

- запоминание 3-5 букв, а затем их выбор из 8-10;

- определение различий сходных букв, различающихся одним элементом: З – В, Р – В, Г – Т, Ю – О, Щ – Ш, О – С;

- реконструирование букв: например, из буквы П сделать Н, из И – Н, из Г – Т, из Р – Ф, из О – Ю.

Желаем успехов!

Цвях Наталья Николаевна, логопед

Осень - это чудесная пора, время богатого урожая и витаминного изобилия, время ярких красок, приятных перемен, радостных воспоминаний о лете и прекрасных планов на будущее!

Но именно осенью нас подстерегают простуды, активизируются вирусы. И здесь на помощь приходит наш иммунитет, который необходимо укреплять различными способами. Ведь иммунная система поддерживает наше здоровье.

Самая важная область, без которой все остальное теряет смысл – это наше здоровье. Только его владелец может сохранить и сберечь здоровье, которым одарила нас природа. Поэтому необходимо заботиться о своем здоровье самим.

Физические упражнения и активный отдых побуждают работать иммунитет, укрепляют сердце. Занимайтесь спортом, играйте в спортивные игры, больше ходите пешком, дышите свежим воздухом. Чем больше вы двигаетесь, тем больше энергии вы получаете взамен. И тогда клетки вашего организма, пропитанные кислородом, с благодарностью подарят вам годы активной и здоровой жизни.

Сбалансированное питание способствует правильному обмену веществ, организм насытится необходимыми витаминами и минералами. Вода — источник жизни, поэтому ежедневное ее употребление в количестве от 1,5 литра, необходимо для активной и бодрой жизни.

Позитивное мышление охраняет нервную систему - центр управления нашим организмом. Это путь к лучшей жизни. Счастливые люди радуются всему, что их окружает. Тем самым они развивают себя и свои навыки, помогающие достичь успеха, а сам успех насыщает человека ещё большей радостью. И так виток за витком. Будьте мудрыми и духовно сильными – не отвечайте обидой на обиду, не унывайте в сложной ситуации, будьте настроены на положительные эмоции, живите с улыбкой.

Полноценный и здоровый сон - это неоценимый источник не только прекрасного самочувствия и хорошего настроения, но и ключ к сохранению красоты и молодости. Правильным будет ложиться спать до 12 часов ночи и спать не менее 7 часов в сутки. Гигиена спасет нас от огромного количества инфекций и микробов. Необходимо соблюдать чистоту тела, мыть руки, правильно чистить зубы, заниматься закаливанием.

Соблюдение всех вышеперечисленных правил будет способствовать сохранению главной ценности человека – здоровья.

Путина Наталья Юрьевна, социальный педагог

Многие родители знают о кризисе трех лет. И, конечно же, очень его боятся: воображение рисует самые ужасные картины, как ребенок валяется на полу в магазине и орет. Но даже при том, что об этом кризисе информации довольно много, далеко не все родители оказываются готовыми к тем изменениям в поведении, которыми сопровождается взросление ребенка. И, правда, вроде бы уже весьма взрослый человек, который говорит, здраво рассуждает, но в то же самое время не может понять простых объяснений и чуть что – начинает кричать и биться в истерике. Как будто специально хочет позлить своих родителей!

Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького ребенка. И это хорошо, так как можно найти много информации, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша.

Психологи выделяют семь основных признаков наступления этого кризиса, которые проявляются в той или иной степени – так называемое «семизвездие»:

Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок отвечает на все предложения взрослого «нет!», вне зависимости своих желаний. Например, мама предлагает гулять, а ребенок отказывается, хотя очень любит прогулки на свежем воздухе. Ребенок отказывается делать то, что мы его попросили об этом. Отказываясь от вашей просьбы, он «защищает» свое «Я». При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Упрямство. Ребенок стоит на своем, даже если высказанное желание уже пропало, только из-за того, что это его идея и ее нужно отстоять. Своеволие. Маленький своевольный трехлетка стремится делать что-то сам, даже если не получается. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Знаменитое «Я сам!».

Строптивость. Строптивость, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания, привычных событий которые сложились до этого периода. Ребенок внезапно отказывается от выполнения привычных дел, норм и правил.

Обесценивание. Все то, что раньше было интересно, дорого для ребенка, становится как будто неважным. Любимые игрушки в этот период становятся плохими. Например, ребенок может ломать любимые игрушки или отказываться в них играть. Отношения с близкими людьми временно обесцениваются – ребенок может начать обзываться, называть родителей злыми, заявлять, что найдет себе других «добрых» родителей. Протест-бунт. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Деспотизм. Ребенок усердно старается встать на ведущую позицию, показать, что «он тут главный», пытается управлять взрослыми, может быть грубым.

Понимая, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а так же сохранить здоровый эмоциональный фон – и его, и свой.

В этот период ребенок неосознанно решает важную задачу – отделяется от мамы. Он активно проявляет свою волю, свои желания, противопоставляет их желаниям родителей. В этом кризисе рождается личность ребенка, начинают формироваться те качества, о которых родители мечтают, когда представляют своего ребенка взрослым, целеустремленным, самостоятельным, умеющим постоять за себя, обозначить свою точку зрения, свои границы.

В возрасте трех лет зарождается способность к эмпатии, то есть способность осознавать, что у других людей тоже есть чувства. Значит ребенок точно не делает «назло», он просто не способен выдумать и осознать «схему» - как бы позлить родителей. поэтому даже в самой раздражающей ситуации, помните, что ребенок не преследует цели вывести вас из себя! С пониманием относитесь к особенностям поведения ребенка – не давите, но и не попустительствуйте, давайте ему возможность проявлять самостоятельность, отстаивать свои интересы там, где это безопасно.

Старикова Марина Валерьевна, психолог

В рамках реализации программы «В Гармонии со здоровьем» 18 августа 2017 года на базе «Карпоспат» прошла увлекательная спортивная игра в пейнтбол, среди сотрудников БУ «Реабилитационный центр «Гармония». Несмотря на то, что некоторые сотрудники впервые взяли в руки пейнтбольное оружие, игра получилась упорной, а победила дружба. Сотрудники получили заряд энергии, массу положительных эмоций и впечатлений!

Марина Сергеевна Ногина,
специалист по социальной работе

В рамках программы летнего отдыха и оздоровления детей «Пусть всегда будет солнце», с 07.08.2017 по 18.08.2017 в БУ «Реабилитационный центр «Гармония» была организована 3 смена летней оздоровительной площадки. Как в первой и второй смене с детьми были проведены оздоровительные мероприятия и медицинские процедуры, игровые мероприятия и интеллектуальные викторины. Так же ребята участвовали в игровой программе на базе ЦКД «Юность» - «Незнайка на природе», были участниками спортивного мероприятия «Вместе – мы сила», для детей был организован мастер – класс по изготовлению красочной открытки ко дню города. А так же закрепили знания и навыки о правилах поведения на дороге пешеходов и водителей транспортных средств, на базе Средней общеобразовательной школы №2.

Ярким и запоминающимся мероприятием был мастер-класс по робототехнике. Сотрудники детского научно – технического центра «TEHNIC» показали ребятам безграничные возможности в области конструирования. Каждому из детей представилась возможность своими руками изготовить вымышленного персонажа или передвижной транспорт.

Большое впечатление на детей произвел контактный зоопарк, который расположился прямо в учреждении. Организаторы этого мини-зоопарка любезно согласились приехать и показать детям лемуров, ежа, удава, кролика, морскую свинку, ящерицу, цыплят и даже мини-крокодила. Ребята смогли не только увидеть животных, но и подержать их в руках. В целом, общение с четвероногими друзьями прошло успешно, дети получили много положительных эмоций и хорошего настроения.

По итогам летней оздоровительной смены проведено анкетирование, в котором приняли участие 12 детей и 6 родителей. В ходе анкетирования выявлено, что все участники летней оздоровительной смены в полной мере удовлетворены мероприятиями и желают в следующем году посетить летнюю площадку.

Н.Ю. Путина, социальный педагог