8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Гармония”

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: rcgarmoniya@rcgarmoniya.ru
Карта сайта

Многие родители знают о кризисе трех лет. И, конечно же, очень его боятся: воображение рисует самые ужасные картины, как ребенок валяется на полу в магазине и орет. Но даже при том, что об этом кризисе информации довольно много, далеко не все родители оказываются готовыми к тем изменениям в поведении, которыми сопровождается взросление ребенка. И, правда, вроде бы уже весьма взрослый человек, который говорит, здраво рассуждает, но в то же самое время не может понять простых объяснений и чуть что – начинает кричать и биться в истерике. Как будто специально хочет позлить своих родителей!

Кризис трех лет – один из самых известных и изученных кризисов развития маленького ребенка. И это хорошо, так как можно найти много информации, тщательно подготовиться к такому периоду в жизни своего малыша.

Психологи выделяют семь основных признаков наступления этого кризиса, которые проявляются в той или иной степени – так называемое «семизвездие»:

Негативизм. В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок отвечает на все предложения взрослого «нет!», вне зависимости своих желаний. Например, мама предлагает гулять, а ребенок отказывается, хотя очень любит прогулки на свежем воздухе. Ребенок отказывается делать то, что мы его попросили об этом. Отказываясь от вашей просьбы, он «защищает» свое «Я». При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. При непослушании же он следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого.

Упрямство. Ребенок стоит на своем, даже если высказанное желание уже пропало, только из-за того, что это его идея и ее нужно отстоять. Своеволие. Маленький своевольный трехлетка стремится делать что-то сам, даже если не получается. В этом случае проявляется тенденция к самостоятельности. Знаменитое «Я сам!».

Строптивость. Строптивость, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания, привычных событий которые сложились до этого периода. Ребенок внезапно отказывается от выполнения привычных дел, норм и правил.

Обесценивание. Все то, что раньше было интересно, дорого для ребенка, становится как будто неважным. Любимые игрушки в этот период становятся плохими. Например, ребенок может ломать любимые игрушки или отказываться в них играть. Отношения с близкими людьми временно обесцениваются – ребенок может начать обзываться, называть родителей злыми, заявлять, что найдет себе других «добрых» родителей. Протест-бунт. Проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер как будто «ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Деспотизм. Ребенок усердно старается встать на ведущую позицию, показать, что «он тут главный», пытается управлять взрослыми, может быть грубым.

Понимая, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а так же сохранить здоровый эмоциональный фон – и его, и свой.

В этот период ребенок неосознанно решает важную задачу – отделяется от мамы. Он активно проявляет свою волю, свои желания, противопоставляет их желаниям родителей. В этом кризисе рождается личность ребенка, начинают формироваться те качества, о которых родители мечтают, когда представляют своего ребенка взрослым, целеустремленным, самостоятельным, умеющим постоять за себя, обозначить свою точку зрения, свои границы.

В возрасте трех лет зарождается способность к эмпатии, то есть способность осознавать, что у других людей тоже есть чувства. Значит ребенок точно не делает «назло», он просто не способен выдумать и осознать «схему» - как бы позлить родителей. поэтому даже в самой раздражающей ситуации, помните, что ребенок не преследует цели вывести вас из себя! С пониманием относитесь к особенностям поведения ребенка – не давите, но и не попустительствуйте, давайте ему возможность проявлять самостоятельность, отстаивать свои интересы там, где это безопасно.

Старикова Марина Валерьевна, психолог