8 (34672) 3-31-10
Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями “Гармония”

г. Нягань, ул. Речная 191
E-mail: rcgarmoniya@rcgarmoniya.ru
Карта сайта

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в учреждении, так и в семье.

Взрослые смогут всесторонне развивать ребенка: расширять его кругозор, приоткрывая одно за другим явления природы – показывая их необычность, взаимосвязь, обращать его внимание на красоту природы: разнообразие формы и окраски растений, изысканность соцветий, ловкость и грациозность движений животных, на закаты солнца и высокие перистые облака, на красивые пейзажи во все времена года. Вовлекая ребенка в совместную деятельность по выращиванию тех или иных растений, давая посильные поручения по уходу за кошкой, собакой, птицей, взрослый развивает в нем чуткость, умение понимать другую жизнь, ее само ценность, побуждает ребенка к сочувствию, сопереживанию, воспитывает готовность помогать делом.

Взрослым следует помнить, что результаты воспитания проявляются не сразу, эффект педагогических усилий можно обнаружить лишь со временем. Важно вызвать в ребенке положительные эмоции, оставить в его душе яркие впечатления, которые пройдут с ним по жизни, как воспоминания о радостном и прекрасном общении с природой.

Комнатные растения

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые члены семьи постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатной флоры.

Растения статичны и на первый взгляд ребенка безжизненны. Задача взрослых – помочь ему увидеть своеобразие и тайну их жизни, красоту, ради которой и содержатся в доме.

Приучая ребенка к регулярным наблюдениям, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях, изящные линии ниспадающих стеблей у ампельных и замысловатые изгибы и разветвления у прямостоящих видов декоративных растений. Даже зеленый цвет бывает у растений разным (сравните, к примеру, темную зелень кливии или аспидистры со значительно более светлыми ее тонами у бальзамина или хлорофитума).

Постарайтесь научить ребенка с ранних лет не только замечать, но и чувствовать, переживать красоту цветущих растений. Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния – это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.

Декоративные качества растения, его красота и особенности цветения зависят от условий внешней среды. Для комнатных растений эти условия создают люди, которые ухаживают за ними.

Наблюдая, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет. Только с помощью взрослых ребенок может понять, насколько жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, а также от правильного ухода.

Научившись понимать состояние растений, ребенок будет им «сочувствовать» и помогать. Поливая, пересаживая, очищая цветы от пыли сначала вместе со взрослым, а затем и самостоятельно, ребенок научится ухаживать за своими «зелеными друзьями». Следовательно, знакомя детей с комнатными растениями, можно одновременно решать задачи их умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Хамматова Фанзалия Сафуановна, воспитатель